Главная ›
Новости бизнеса ›
Совет по правам человека требует привлечь к ответственности должностных лиц копейской ИК-6
Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал доклад об итогах общественного расследования обстоятельств акции протеста осужденных в ИК-6 ГУ ФСИН России по Челябинской области.
Как передает корреспондент РИА "Новый Регион" Ольга Арсентьева, которая недавно интересовалась покупкой мебели на http://mebel-tatyana.com/, доклад составлен на основании материалов общественного расследования обстоятельств, а также причин и условий, способствовавших акции протеста осужденных 24-25 ноября 2013 года.
"24 ноября 2013 г. в адрес Совета поступила информация членов ОНК Челябинской области о том, что в ИК 6 ГУ ФСИН России по Челябинской области началась массовая акция протеста осужденных. Она была приурочена к родительскому дню, когда в колонию прибыли родители многих осужденных. Началом акции стал выход ориентировочно 300 осужденных в т.н. режимный коридор. Затем группа осужденных заняла технологическую вышку для загрузки опилок и крышу одного из жилых корпусов, подняв самодельные транспаранты с надписями: "Администрация вымогает", "Пытают!", "Люди, помогите!", "Нас 1500 человек". Начальник колонии Механов пытался убедить осужденных прекратить акцию протеста, однако те поставили условия: "прислать прокурора из Москвы" и допустить в колонию представителей СМИ. Небольшая группа осужденных требовала также освободить находящихся в ШИЗО и, в частности, осужденного Д.
В связи с происходившими в ИК-6 событиями был сформирован оперативный штаб, включавший представителей правоохранительных органов Челябинской области. Членов ОНК было решено не только не привлекать к работе штаба, но и запретить им на неопределенный срок посещение колонии. При этом в колонии не был введен режим особых условий, дающий администрации законное право отказать членам ОНК в посещении ( ) К вечеру 24.11.2013 г. к колонии прибыли специальные подразделения ГУ ФСИН по Челябинской области и ОМОН. Спецназ ГУ ФСИН для пресечения акции протеста осужденных фактически не использовался, а ОМОН обеспечил охрану колонии по внешнему периметру. В ночь с 24 на 25 ноября 2013 г. группа родственников осужденных перебросили несколько мобильных телефонов на территорию колонии. В связи с этим по решению оперативного штаба бойцам ОМОН была поставлена задача освободить от гражданских лиц 50-метровую зону, прилегающую к забору колонии и являющуюся режимной территорией.
При выполнении этой задачи бойцы ОМОНа не избирательно применяли физическую силу и спецсредства без предусмотренного законом предварительного предупреждения граждан ( ).
В целях купирования слухов о многочисленных жертвах среди осужденных 25 ноября 2013 г. в колонию была допущена группа их родственников, а также отдельные представители СМИ. В итоге осужденные разошлись по отрядам и акция протеста таким образом фактически была прекращена. Однако членам ОНК было разрешено посещение ИК-6 только с 28 ноября", так излагаются события в докладе.
Далее отмечается, что в беседах с представителями Совета руководители колонии и ГУ ФСИН области пытались объяснить протестную акцию "внешним влиянием" криминалитета, а также действиями отрицательно настроенных осужденных внутри исправительного учреждения. Однако никаких доказательств такого влияния представлено не было. Зато членам рабочей группы передано 358 заявлений от осужденных, в том числе 255 заявлений о применении к ним пыток, издевательств, жестокого и унижающего обращения.
Кроме того, члены Совета пришли к выводу, что в колонии сформирована устойчивая, разветвленная система вымогательства так называемой гуманитарной помощи. Суммы поборов составляют от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Чаще всего на эти средства приобретаются товары, которые приносятся и передаются администрации колонии вместе с чеками. Есть предположение, что после этого данные суммы проводились как расходы бюджетных средств.
Есть вопросы по работе сайта? Обращайтесь по эл. почте:
В числе прочего отмечается, что в учреждении сложилась практика злоупотребления правом администрации на водворение осужденных в штрафной изолятор: некоторых осужденных держали там месяцами, а то и годами. Отмечено много нарушений при организации производственной деятельности и тот факт, что ни один из осужденных при полном рабочем дне не получал на лицевой счет денежных средств, составляющих 25% от минимального размера оплаты труда (МРОТ), как это предусмотрено законом. Например, за ноябрь некоторые осужденные получили всего по 50 рублей. Другие заключенные получают в месяц всего по 15-20 рублей. Еще в 2013 году уполномоченный по правам человека в Челябинской области отмечал низкую зарплату осужденных, однако руководство ГУ ФСИН не выполнило требований омбудсмена, не предприняло каких-либо действенных мер по приведению размера заработной платы осужденных в соответствие с требованиями законодательства.
Плюс ко всему, одной из причин организации протестной акции 24-25 ноября 2013 г., со слов осужденных, стало создание в колонии т.н. "отряда адаптации", не предусмотренного действующим законодательством и нормативными актами ФСИН России, в котором осужденных подвергали психологическому давлению, унижению, налагали не предусмотренные законом обязанности.
Члены совета отметили попытки фальсификации причин протестной акции осужденных, предпринятые оперативной службой колонии.
Доклад завершается следующими выводами: "Причинами акции протеста осужденных в ИК-6 были:
массовые, систематические и грубые нарушения прав и законных интересов осужденных, имевшие место в течение длительного времени в данном учреждении;
отсутствие эффективного прокурорского надзора за соблюдением законности в колонии; укрывательство органами прокуратуры и предварительного следствия совершаемых в учреждении правонарушений и преступлений;
игнорирование администрацией учреждения, органами прокуратуры и предварительного следствия отчетов и рекомендаций ОНК Челябинской области, создание членам комиссии препятствий в их работе, демонстративный отказ им в праве на посещение учреждения во время акции протеста; уклонение должностных лиц прокуратуры от взаимодействия с ОНК;
активное и безнаказанное преследование осужденных, обращающихся с жалобами, в том числе в ОНК Челябинской области;
факты, указывающие на наличие коррупционных связей в ИК-6 и системе ГУ ФСИН России по Челябинской области;
отсутствие у осужденных надежды на полное, объективное и всестороннее расследование их жалоб в территориальных органах Следственного комитета РФ".
Рабочая группа считает необходимым в числе прочего поручить расследование уголовного дела о превышении должностных полномочий в ИК-6 следственной группе, сформированной из следственных работников СКР, независимых от СУ СК по Челябинской области; обеспечить привлечение виновных должностных лиц, включая должностных лиц надзирающей прокуратуры, к установленной законом уголовной и иной ответственности; ввести в критерий оценки работы территориальных органов ФСИН России, органов прокуратуры, органов Следственного комитета Российской Федерации учет поступивших в их адрес рекомендаций Общественных наблюдательных комиссий, а также ввести в УК РФ норму об уголовной ответственности должностных лиц за преследование граждан, сообщивших о совершенном преступлении.
\